все статьи        на главную          туристские маршруты в Карелии          фотоальбомы

Юлия Володина
Рассказ о нашей команде. Река Чирка-кемь. Дневник.
Как это было…

Около года назад мы придумали себе отпуск - сплав, который удачно осуществили на прошлой неделе с помощью РоссЖелДороги и турфирмы "Конди" (здесь должна была быть реклама спонсоров, но их не было:). Нашей целью была река Чирко-Кемь, а вернее ее отрезок от Андроновой горы до поселка Борового, всего 80 с хвостиком километров.

Пятница, 8 июля

Подъем в 6:00. Бегом на работу доделывать дела и накачивать шефа на неделю на тему, что "Фсе будет хорошо!". Смоталась в 14:00, пораньше, чтобы спокойно закупиться и дособирать рюкзаки. В четыре часа приехал Макс. Телефон отключается и оставляется дома: он тоже в отпуске! Ура! Долой мобильный невроз : 16:45: рюкзаки на спину и бегом в соседний рыболов-спортсмен за спиннингом и блеснами. Поезд в шесть двадцать пять. Макс выбирает удочку обстоятельно… на часах 17:25… С метро мы уже "пролетаем". Ловим машину… Все ломятся на дачу, а нам надо в центр! Но небесная канцелярия, видать, заметила мои молитвы и глаза на мокром месте, поэтому, тормозит десятка с достаточно лихим водилой. Бегом грузимся… На Добрынинской встаем в плотную пробку, понимаем, что уже никак не успеть… Мне уже перестает быть плохо, я успокаиваюсь, начинаю продумывать варианты, как мы будем искать турбазу, с которой мы стартуем… Ничего кроме названия я не знаю… Решаю, что главное - доехать, а там уж мы найдем приключений на свою… Параллельно изображаю, что злюсь на Макса с его спиннингом (дабы не расслаблялись).

Видимо, кто-то очень хотел в Карелию, потому как участок Садового Кольца до Ленинградского вокзала мы преодолели меньше, чем за 10 минут. Влетели бегом на вокзал в 18:23:35 (сумку с любовно приготовленным перекусом для поезда мы забыли в машине. Надеюсь, водителю понравилось). Проложили себе путь на платформу (как - не помню), влетели в поезд, причем я сначала в багажный вагон (гыгы), откуда меня вежливо попросил грузчик, обозначив адрес следующего вагона в понятных выражениях. Но было уже все равно! Мы поймали нашу путеводную ниточку за хвост. Пробирались уже по вагонам до нашего плацкарта распугивая купейщиков большими рюкзаками и диким выражением отпускных лиц. К счастью попутчиками по плацкарту оказались тоже ребята, едущие на сплав (Леша, Стас и Дима), правда на другую реку, у которых было все собой: и закусь, и накусь, и выкусь. Заснули пьяные и счастливые.

Суббота, 9 июля

Суббота началась прозаически. Нас и еще нескольких душевно здоровых людей погрузили на газель и повезли на базу. Там мы позавтракали супом и познакомились с нашим инструктором-стажером Артемом. Мне сразу стало спокойно: с такими мужиками как Макс и Артем любой медведь уже наполовину шашлык. Загидрились обстоятельно. Опаньки! Сюрприз: заброска на маршрут 450 км. 8 часов в пути на четверке с прицепом. Затекли все части тела, даже те, о существовании которых я не подозревала. На месте. Знакомимся с остальным мокрожопыми братьями по разуму (которые до нашего подкидышества уже прошли 80 км по р.Муезерка). Их отличает наличествующий загар и другие признаки туриста-водника (как то мокрые штаны, определенный сленг и проч). Команда:

Борисыч - главный по тарелочкам (каяк, В.Новгород), Артем инструктор-стажер (каяк, Петрозаводск), Настя - инструктор-стажер-завхоз (каяк, В.Новгород), Саша (катамаран, Москва), Игорь (катамаран, Москва), Витя (катамаран, Питер), Маша (катамаран, Москва), Люба (катамаран, Москва). Нам (хихи) достался не обещанный катамаран, а супер-чудо пепелац - надувная 2х местная байда под названием "Скаут". 6 незапланированных километров по плесам в первый день были кстати: размяли замякшее и вспомнили, что такое гребля (это вам не по клавишам стучать!). Стоянка на высоком берегу, солнце, сосны, песчаный пляж. ЕДА! Играем в Крокодила и Кенгуру. Вспомнили, что такое карельские комары и гнус. Чешемся.

Воскресенье, 10 июля

Продрав глазенки, загидриваемся (еще не приелось), внимаем природе. На противоположной стороне - дымок от костра. На душе благодать: не мы одни в этом диком краю. К моменту спуска судов на воду на противоложном берегу дыму на три больших костра, к выходу части команды на середину озера на противоположном берегу уже всполохи пламени. Пожар. Три инструктора и мы с Максом оказались на берегу первыми и, как писалось раньше в советских передовицах, бросились на борьбу с огнем! До этого я видела только последствия лесных пожаров и страшные картинки по телевизору. Телефоны ни у кого не ловят сеть. Первое впечатление: ЭТО потушить нельзя: горящая полоса по 30 м в каждую сторону при любом дуновении ветра перекидывающаяся на высокие ели и другой сушняк. Но глаза страшатся, а руки делают. В течение неопределенного количества времени веслами было сбито и закопано энное количество метров огневой полосы, залито водой неопределенное количество пней и другой горящей рухляди. Дышать было сложно, а как же было жарко! Сбитые в кровь ноги и руки никто не замечал… до вечера. Ожог на ноге я нашла только через два дня. НО мы сделали это! Мы локализовали это огневое пиршество и упали на пляже трупиками: отмокать в воде и стираться. Все-таки репортер во мне все еще спит… О том, что фотоаппарат готов к бою я вспомнила только после того, как мы потушили. В результате снимали мы пепелище… Идеи типа: раздуть кусочек заново и поснимать были задушены в зародыше.

Впереди нас ждали плесы и, как апогей ходового дня, порог Тахко Падун (Тахко - условно непроходимый порог-падун, IV категории сложности, типичный пример бочки-котла. Перед ним сложная шивера, обрывающаяся классическими стоячими валами до 2 м. (для тех, кто не попал в валы - бочками и камешками) и на миг успокаивающаяся в живописном улове с отвесными скальными берегами, чтобы потом в безумстве дикой реки упасть в кипящий котел Тахко-падуна...).

По дороге на шиверу показался самолетик полевой авиации. Мы ему помахали веслами, он нам - крыльями, и у нас появилась надежда, что в случае возобновления пожара им займутся специалисты… Падун с берега выглядит достаточно впечатляюще, на воде же - ничего особенного, т.к. сразу посадив на правильный язык, течение нас вынесло мимо грохочущего котла на мирную суводь, где нас ждали уже все остальные члены команды с мокрым Витей, которого выкинуло с катамарана, в результате чего он потерял шапочку (сразу вспоминается анекдот про "это вы мальчика вчера спасли? а где его шапочка?").

Сразу после Падуна - кусочек цивилизации: дачи и база. На озерце стоит на приколе белый однопалубный пароходик. Не одно поколение туристов гадает, как он туда попал: ведь ни выше, ни ниже по течению, Чирка не судоходна. Стоянка на высоком берегу. Первая рыбалка комом. Играем в Мафию до того, пока не захочется спать, потому как наступление ночи здесь - дело не сумерек, а времени: ночи-то - абсолютно белые!

Понедельник, 11 июля

"Доброе утро, Вьетнам"
Загидривание начинает напрягать. Проходим 18 км по плесам против ветра под девизом "лучше бы я умер вчера". Хорошо, что хоть воду можно пить "не выходя из "сплав-средства". К вечеру мы уже никакие. Перед выходом на заключительный плес два небольших порожка, на которых мы обгоняем впереди идущую группу и занимаем лучшую стоянку. Тучи сгущаются. Подождав, пока мы поставим полностью лагерь, разожжем костер и соберем дров, на нас обрушивается ливень, заметно холодает, начинают протекать палатки. Принятые меры по усовершенствованию палаток дали свои результаты: все проснулись сухими и чистыми.
Мафия рулез!

Вторник, 12 июля

Дневка! ВАУ! Грозы как ни бывало. Палит солнце (вот тебе, матушка, и Север!) Песчаный пляж, баня, рыбалка.
Ели в ночь (белой, как не знаю что!) свежевыловленную рыбу и гренки. Мафия бессмертна!

Среда, 13 июля

Гидримся без эмоций. Опять плесы, сгоревшие леса по берегам. Саша сменил кат на каяк и штурмовал первый свой порог: вылавливать не пришлось - сам вылез. Пришли на красивую высокую стоянку, где до нас стоял экологический детский лагерь и кадетские корпуса. На удивление чисто после детишек. В подарок после себя они оставили чучело туриста с табличкой: "подумай о будущем!". Мы в этот день дежурили… Давненько я не готовила для такой оравы в походных условиях, но если не считать в очередной раз посоленного Машей салата (она все две недели была влюблена), то ужин удался.

Товарищеский матч в волейбол с догнавшей и перегнавшей нас командой закончился победой старшего состава. Кто видел, говорят, жухалы знатные. Вечером (наконец-то стемнело чуток) набежал шторм. Все рвало и метало. Пора открывать клуб профессиональных игроков в Мафию!

Мы с Максом ухайдокались и спали, а остальная группа тусила до утра попеременно, то в нашем, то в соседнем лагере, что не могло не сказаться, на средней скорости команды на следующий день: катамаран спал на ходу ....

Четверг, 14 июля

Гидриться за%бало. Последний ходовой день. 23 км. Втянулись. Речка стала интересной: пороги, порожки, шиверы, плесики (мне нравятся именно плесИКИ, т.к. на плесАХ нужно слишком много совершать гребаных движений). Похолодало. Неожиданно впереди на воде озера замаячило огромное белое пятно. Подплыли - море лилий. Такой красоты я еще нигде не встречала. Как в сказке. Дошли до послелка Борового. На последнем плесе катамаран основательно отстал. Сушились, собирались, доедали вкусняшку.
Играя в Мафию чуть не переругались!

Пятница, 15 июля

Ура! Гидриться не надо : Подъем в 8:00. Возвращение на базу - почти 700 (!) км в газели. 11 часов в дороге. Прокол колеса ("впереди идущей" группе повезло еще меньше - у них не оказалось запаски и ехали они на 3 часа дольше). Пыльные и утомленные мы прибыли на базу, где нас ждала баня, курочка с вареной картошкой, пироги, бутылочка чаю. Песни до 4 утра (сидела завидовала выдержке катамаранщиков и Насти - это ж вторую ночь подряд кутить!).
В Мафию не играли!

Суббота, 16 июля

Подъем в 6 (2 часа сна). Завтрак. Возвращение в Петрозаводск. 9:00 на ракете на Кижи. Спим 1,5 часа дороги как младенцы. Пробуждение на Кижах. Бесят громкоголосые наглые иностранцы-пенсионеры и большое количество народу. Хороший экскурсовод Света. Очень интересно рассказывает. Народ рассосался. Стало приятно и уютно. Хорошее место… Правильное : Купила там образчик примитивного искусства древних славян-язычников - детскую игрушку - лошадь, которую мастер сделал за несколько минут до нашего прихода %) Получив из рук мастера эту прелесть с рассказом о том, что эта лошадь символизировало восход Ярила, я под впечатлением и с блаженной улыбкой побрела дальше переносить на фотопленку шедевры заонежского зодчества. 1,5 часа обратной дороги спим аки младенцы. Жара 40 градусов. Я в зимних ботинках %) Ищем место, где утроить праздник живота для "мы из голодного края". Нашли. "ДеЖаВю". В самом центре Ленинского пр-та напротив г-цы Северная. На 350 рублей (!) наелись отпуза и выкатились обратно на раскаленную мостовую, пожалев, что оделись как… Удивляем местных жителей переходом улиц на красный свет. Шарахаются от нас как от ненормальных. Поменяли билеты на более ранний поезд, пожертвовав походом на "Войну миров" в местную Мекку киноманов. Сделали набег на книжный магазин (одним Фраем и Пастернаком на нашей полочке стало больше). Оказались в одном поезде с московской частью группы и нашими попутчиками с поезда Москва-Петрозаводск (все ехали как люди в плацкарте, а мы выпендрились - взяли купе, зато у нас был кондиционер и холодрыга, а плацкарт изнывал от тропической жары и невозможности открыть окна). Пили стоя в вагоне-буфете до ночи (чуть сумеречнее, чем на севере, но все равно белой) коньяк из фляжки, закусывали вприглядку: смотрели, как Макс ест малоудобоваримые на вид сосиски и заедали сие зрелище шоколадкой. Обсуждали свои смелые планы на Алтай на следующий год. Короткий сон. То, что мы уже дома, можно было понять по затрудненному дыханию, вони смеси парфюма и пота и недовольным лицами горожан. Традиционная фотография на память под табло с номером прибывшего поезда и все "разошлись по своим каменным джунглям".

PS: После таких путешествий я все больше и больше укореняюсь в мысли, что мы в своем мегаполисе, в своих коробочках с евроремонтами, офисами с интернетами, ресторациями с мертвой едой и тухлой водой из крана делаем что-то не то! Вот я например, продаю еду, в которой нет ничего-ничегошеньки полезного… Гроблю на это туеву хучу времени, сил, здоровья…, получаю мнимое удовлетворение, кучку денег, синеватую тень под глазами и плохо скрываемое раздражение, а потом еду килькой под землей час в вагонах с людьми с мертвыми глазами, большинство из которых боятся комаров, но не боятся днями напролет валяться на пляже трупиком где-нибудь в Турции зарабатывая рак… От "ненавязчивой" рекламы резь в глазах, а от "выгодных" предложений в объявлениях - сворачиваются и зарастают уши (хорошо хоть телевизор дома упразднили, как класс). Дома, натрескавшись невкусной еды, (может, поэтому некторые из нас так и любят суши, т.к. их делают Руками), поделав домашние дела, и опять совершив набег на холодильник, (разве с одного раза наешься этим "много вкусной еды" из соседнего супермаркета), я вырубаюсь до утра, до пописка будильника, и опять не хочется вставать и ехать килькой, и брать штурмом троллейбус, и приходить в контору, которая разваливается по кускам: там подлатают - тут отвалится, тут подопрут - там осыпется… Из окна - ветер с душком и пылью. На улице бродячие собаки, облезлые и истощенные… А я сижу, получаю загар от монитора (интересно, на сколько хватит моего свечения - мне сегодня несколько человек сказало, что я после отпуска свечусь изнутри!), вижу друзей и знакомых в виде юзерпиков, е-мэйлов, смсок и прочих электронных букво-цифросочетаний, чувствую себя лошадью на детской карусели и… радуюсь, что вот я-то уж точно живу в РЕАЛЕ! Ага… А где-то есть место, где люди не ломятся на красный свет а спокойно пережидают, автомобилисты пропускают тех, кто "вдруг" выперся на дорогу. Магазины закрываются (!) на обед и санитарный час средь бела дня, а конторы работают до шести. В реках и озерах в черте города можно купаться, а поодаль можно пить воду, зачерпнув с лодки из-за борта. Много рыбы… (не мороженной, не в тушках и филе, а живой, которую я никогда не чистила, дожила до 25 лет и не имею такого опыта), в лесах - ковер грибов и ягод, воздух, которым ХОЧЕТСЯ дышать с удовольствием, а не потому, что "другого не завезли", природа, глядя на которую плакать хочется непонятно почему и два часа на сон бывает достаточно, чтобы чувствовать себя счастливым и способным к 20 км гребли против ветра… К чему я все это? Да к тому, наверно, что пройдет пара-тройка месяцев, и я опять втянусь в роль лошади на карусели, до следующего глотка чистой воды. Пусть хотя бы этот пост по следам свежих впечатлений напоминает, что бывает по-другому! И можно по-другому! И я так умею…